Детский сад №18 Калининского района Г. Санк-Петербурга

Бумажная сказка

Методические рекомендации родителям.

"Бумажная сказка"

Японская легенда гласит, что давным-давно  жили в мире и согласии добрые и трудолюбивые люди.  Все живое радовалось жизни под  ласковыми лучами солнца. Узнала об этом злая повелительница тьмы и страха Бурборона и  захотела  отнять у людей солнце. Да так и сделала. Не стало на Земле цветов, зверей, замолчали птицы и воцарилась  непроглядная тьма. Загоревали люди. Но вдруг в небе появилась маленькая белая птичка, которую звали Оригами. Она была бумажной, и люди слышали, как шелестели её бумажные крылышки на ветру. Оригами рассказала людям, что она была доброй феей, но её заколдовала злая Бурборона. Она обещала помочь людскому горю. Взмахнула правым крылом - и на Землю полетели белые листочки бумаги. Оригами предложила людям делать из бумаги то, без чего они жить не смогут. И все люди, от мала до велика, стали складывать разные фигурки: птиц, зверей, цветы и бабочек. А когда птичка взмахнула левым крылом, все бумажные фигурки стали разноцветными, от чего на Земле посветлело. Злая  Бурборона, узнав об этом, лопнула от злости. И солнце снова  засияло над Землей, зацвели вокруг сады, вернулись на Землю бабочки, птицы, звери, которых заколдовала ведьма. Людям снова стало хорошо и радостно. Маленькая птичка Оригами полетела в другие края помогать людям, попавшим в беду. С тех пор бумажные фигурки стали называться  Оригами.(С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина)

3ddc5d946838aa2c05dc476c5afe4ef4.jpg

В настоящее время  бумажное искусство приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.  Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает ( из материалов Сибирской конференции по оригами, 2009).

Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность "отыграть" свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай - "роль"). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.

3c0bd353966ceab045bfdbc2634eed11.jpg

15 декабря 2012 в 13:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.